Тренинг с использованием элементов сказкотерапии
Все большее значение приобретает «аффективно-эмоционально-волевая (личностная)» философия образования, центром которой является эмоциональное и социальное развитие ребенка. Поэтому велика потребность в игровых и тренинговых технологиях, направлен-ных на эмоциональное развитие и саморегуляцию детей.
Тренинг не является коррекционным. Он носит развивающий характер. Функции коррекции и терапии реализуются «естественным путем». Тем не менее игра будет эффективна в процессе коррекции у детей эмоциональных нарушений, в особенности страха.
Предлагаемый тренинг — инструмент, позволяющий гармонично строить процесс эмоционального развития ребенка.
Цели
Целями игры «Остров Детства» являются:
— формирование жизненных ценностей, основанных на идее созидания,
— эмоциональное развитие детей,
— недирективная коррекция эмоциональных проблем у детей (тревоги, страхов).
Задачи
Основными задачами игрового тренинга являются:
1. Объяснение природы эмоциональных затруднений средствами сказкотерапии.
2. Формирование эффективных моделей саморегуляции.
3. Развитие креативности (воображения, творческих способностей, творческого мышления).
4. Формирование основ коммуникативной культуры.
Возраст
Возраст применения игры — с 4 до 11 лет (при нормальном интел¬лектуальном развитии).
Количество
2-6 человек
Композиция игры
Игровой тренинг состоит из трех частей.
1. Первая часть связана с исследованием ребенком собственной эмоциональности, в частности особенностей переживания страха, установить текущий уровень саморегуляции ребенка (насколько он хорошо умеет самостоятельно справляться со страхом, например).
2. Вторая часть игры связана с накоплением ресурсов для преодоления страха и развитием креативности.
3. Третья часть является этапом осмысленного применения полученных на предыдущих этапах знаний.
Возможности использования
Игра также может быть использована психологом, педагогом началь¬ной школы или воспитателем в психопрофилактических целях.
Итак, основными возможностями использования игры являются:
• коррекционные занятия, направленные на работу с детскими страхами и формирование основ саморегуляции у детей,
• психолого-педагогические курсы, развивающие коммуникативную культуру у детей дошкольного и младшего школьного возраста,
• семейные консультации.
Мониторинг
При проведении психологических программ всегда остро встает воп¬рос — как доказать результативность занятий? По традиции принято делать два психодиагностических «среза»: в начале программы и после ее завершения.
Поскольку игра «Остров Детства» является средством эмоционального развития детей, мы рекомендуем использовать психодиагностические мето¬дики, исследующие эмоциональное состояние и самооценку ребенка.
Темп и продолжительность игры
Темп и продолжительность игры выбирает ведущий (психолог) само¬стоятельно, в соответствии с актуальными психологическими задачами.
Если психолог ставит перед собой задачу развлечь ребят и мотивировать их на дальнейшие психологические занятия, он может выбрать «быстрый темп» и за один-два раза пройти все игровое поле. В этом случае на обсуждение заданий нужно тратить минимум времени, основной акцент делать на сам процесс игры.
Если психолог на основе игры собирается строить глубокую работу, тогда он выбирает «медленный темп» и не жалеет времени на выполнение заданий и их обсуждение. В этом случае на основе игры строится программа психологической коррекции.
Как и в любую настольную игру, в «Остров Детства» можно играть много раз. При этом пусть Вас не смущает, что Ваш клиент уже играл и знает правила. Наоборот, это повышает качество работы. А вариантов заданий достаточно, чтобы игра не стала скучной.
Позиция психолога
Психолог является ведущим и активным игроком одновременно.
В качестве ведущего он объясняет участникам правила игры, строит обсуждение игровых ситуаций и заданий.
Таким образом, он ведет основную психологическую работу.
В роли активного игрока психолог выполняет правила игры. Как и все, он выбирает себе фишку, кидает кубик, выполняет задания. Его поведение в качестве активного участника дает играющим своеобразную модель конструктивного поведения, работы над собой, творческого процесса и поиска.
Если Вам покажется трудным одновременное исполнение двух ролей, оставайтесь только ведущим. По мере накопления игрового опыта Вы почувствуете в себе уверенность и желание быть и ведущим, и активным игроком.