Photo by Louis Galvez on Unsplash
Разработки

Эмоциональное смещение

Одно из не менее важных понятий, а именно «эмоциональное смещение»*, я предлагаю рассмотреть поподробнее.


Эмоциональное смещение* – переход в другое русло восприятия людей, событий и ситуаций при сохраненной эмоциональной на них реакции. Таким образом, Личность испытывает эмоции, которые не дают адекватно оценить происходящее, что может привести к негативным последствиям.

Рассмотрим различные примеры, для более подробного ознакомления с понятием «эмоционального смещения» и результатами, которые из этого следуют.

Пример 1.

Одна из эмоций сопутствующих эмоциональному смещению – любовь. Ведь на начальной стадии любовь еще не является чувством, а представляет из себя сложную эмоцию второго уровня (подробнее смотрите на сайте проекта Работа с Эмоциями от Центра изучения Личности.

Женщина, которая испытывает эмоцию любви (влюбленность), склонна видеть только положительные стороны своего партнера. Например, она может восхищаться (сложная эмоция второго уровня) его привлекательностью и интеллектом, но игнорировать его гнев (сложная эмоция второго уровня) по отношению к официанту, который долго несет меню. А ведь такая эмоциональная реакция — может говорить не только о проблемах эмоционального контроля партнера, но и о его агрессивности, которая, в последствии, может сказаться и на отношении к женщине.

Женщина будет испытывать эмоцию интереса по отношению к мужчине, радости в связи с его вниманием (сложные эмоции второго уровня), за которыми не сможет адекватно оценить партнера. Эмоциональное смещение позволит ей видеть только то, что она хотела бы видеть. Другими словами ее положительные эмоции будут затмевать негатив.

Пример 2.

Представьте себе, что выпускник школы приехал в столицу. Он испытывает радость (эмоция первого уровня) от долгожданной свободы и удовлетворение (эмоция первого уровня) от своего переезда.

Он видит новый город сквозь призму эмоционального смещения — эмоции интереса к новому месту, предвкушения (сложная эмоция первого уровня) новых знакомств и перспектив, его еще не коснулся страх (эмоция первого уровня) или разочарование (сложная эмоция первого уровня) в связи с несбывшимися надеждами или возникшими трудностями. Эмоциональное смещение не дает объективной оценки, а ведь новый город таит в себе много опасностей, что может привести к психологическим травмам.

Пример 3.

Допустим, профессионал в своем деле прошел собеседование и получил хорошую работу, но он настолько не уверен в себе, что считает это большой удачей.

Человек будет испытывать эмоцию благодарности (эмоция первого уровня) и восхищения (сложная эмоция второго уровня) по отношению к начальнику, который принял его на работу, считая его достойным этого уважения именно за проявленное снисхождение и предоставленный шанс.

Это говорит о том, что эмоциональное смещение позволит увидеть начальника только в хорошем свете, но, возможно, на практике все окажется вовсе не так.

Начальник же, в свою очередь, может завлечь профессионального и нужного работника, обещая хорошие условия. Увидев эмоциональную реакцию потенциального подчиненного (страх перед неудачей, а затем благодарность и уважение), а так же его неуверенность, он сделает вывод, что человек даже не догадывается о своей ценности. Это может привести к тому, что начальник не только завалит работника всевозможной работой, но и не будет достойно оплачивать его труд, ограничившись эксплуатацией.

Как мы видим, эмоциональное смещение очень сложный процесс, который может повлечь за собой негативные последствия. И важно понимать, что ключевое слово в понятии – «смещение», т.е. «выход из эмоциональной нормы».

Эмоциональное смещение необходимо диагностировать на ранних стадиях и не давать ему закрепиться в Личностной структуре. Именно с этой целью ЦИЛ (www.cil.in.ua) и были разработаны спецметодики трехмерного диагностирования и коррекции эмоциональных нарушений. Таким образом, вы сможете избежать потенциально опасных реакций и, при этом, сохранить свою Эмоциональную сферу в психологической норме.

Ирина Лукиянчук психолог по работе с эмоциями

Под ред. Анисимовой Алисы