Психологический портрет: рождение и смерть стереотипа
Большой солнечный город. Еду в метро, смотрю на человека и пытаюсь спрогнозировать психические реакции и получить подтверждение визуальной информации.
Наука – это прекрасно, практика тем более, но все же… как много в нынешнем транспорте недовольных людей… Они взаимно недовольны друг другом и отражают это как на своих лицах, так и зеркально в остальных пассажирах. Таким образом, получается, своего рода замкнутый стереотипизированный круг взаимной вражды (под лозунгом стереотипа «в транспорте всегда недовольный народ!»).
Заметьте, когда вы садитесь в полный народа автобус, вы невольно злитесь, ваше настроение …портится и вы становитесь очень недовольны. Так? Или вы контролируете процесс? А если задуматься – вы недовольны еще только приближаясь к остановке, видя недовольный народ и предугадывая поездку без комфорта… Однако. Такой систематический настрой – мощный психологический удар и в последствии — стресс и «хвост» проблем со здоровьем. Хотя ведь бывает по-разному, и остановки и транспорт бывает свободен. Вы цените это? Или даже если поездка в транспорте прошла успешно, вас пропустили вперед или, того гляди, уступили место – стереотипы «плохой поездки» и «недовольного народа» уже глубоко засели в вашем сознании? Да, именно, ничто не проходит бесследно – это главное правило здорового человека.
Анекдот:
Переполненный автобус. Молодая женщина прижата к двери рядом с посадочным местом. Солидный мужчина, уступая ей место, говорит: «Женщина, присаживайтесь!»
На что получает ответ еле дышащей у дверей молодой особы: «Я не на столько стара, что б Вы уступали мне место!»
Со временем и опытом психологической практики понимаешь, что отношения людей ко всему окружающему, в основном, сформированы из созданных ими стереотипов восприятия информации. И сами же люди усугубляют ситуацию до максимума, нанося вред себе и окружающим. Другими словами, мы сами себя ставим в рамки, из которых выход найти: и тяжело, и лень.
Что же у нас получается? А получается: взрослые люди, уходя в шаблоны стереотипов, таким образом, оберегают себя от лишних стрессов (это как считают они). Но правильно ли опираться на стереотип? Ведь уход от стереотипа – дает свободу мыслить открыто и полно, т.е. — индивидуально.
Дети же, в отличии от взрослых – чувствительнее, они еще не утратили и не потеряли в круговороте событий истинно точное (в чистом виде) восприятие постороннего человека. Проверить легко — спросите у маленького ребенка нравится ли ему эта тетя или дядя — и вы услышите основанный на чистом чувстве самосохранения, достаточно точный интуитивный ответ, возможно и с комментариями. А теперь этот же вопрос задайте ребенку постарше, скорее всего он скажет «не знаю», ведь он уже что-то слышал, что-то видел, как-то воспринял и позаимствовал какой-то шаблон восприятия для себя.
Детские стереотипы, в основном, базируются на обидах. Если ребенок мыслит преимущественно стереотипами – ему нужна психологическая помощь, ибо имело место разочарование и обида, которые к великому сожалению, способны кардинально повлиять на изменение его взгляда на жизнь и нанести ущерб дальнейшему развитию ребенка.
В написании Психологического портрета Личности (ППЛ),
стереотип выделен в отдельное направление изучения. Кроме того, указывается соотношение влияния стереотипа, как явления, на изучаемого человека.
Как правило, творческие люди – мыслят образами, а люди направленные на профильное применение своих знаний – системами и этапами.
Люди склонные мыслить закономерностями – первые кандидаты в список стереотипного восприятия. Кроме того, сформированный стереотип – дает обратное значение, указывая на человека. Ведь кто может заведомо однозначно предположить, что его новый знакомый — неискренний человек и обманщик? Только такой же неискренний человек и обманщик, т.к. люди все подсознательно примеряют все на себя и все сравнивают.
Практически всегда, при общении с новым человеком, люди ищут подтверждения своим стереотипам и искренне радуются находя их. Так, в ППЛ, изначально можно выявить наличие стереотипного восприятия у человека. В разговоре это обычно проявляется: «Ну конечно…», «…понятно, что», «да ясное дело…», «не удивительно…» и в утверждениях без подкрепления фактом.
При нарушениях поведения, а так же в следствии травм часто наблюдается стереотипное мышление.
Люди с заниженным уровнем развития, стараются мыслить в большинстве случаев стереотипно, во-первых это создает элемент мудрости и визуально поднимает такого человека на ступеньку выше, а во-вторых это значительно облегчает и упрощает понимание окружающего мира. Подобные Личности часто бывают излишне агрессивными. При этом, если вспомнить, что стереотип дает обратное значение, указывая на человека – можно констатировать некую скудность (а иногда и проблемы) мышления у человека базируясь на преобладании у него стереотипного мышления.
Подводя итог, в повседневной жизни рождение стереотипов происходит тогда, когда люди ищут простых путей, не желают развивать свои фантазию и мышление. А умирают стереотипы с пониманием исключительно особого подхода к людям, индивидуального и понимающего.
Как правило, рекомендации по проблемам стереотипного мышления, в рамках ППЛ не даются, если у клиента нет ключевой проблемы именно в этом вопросе. Однако, существует специальная система ухода от стереотипного мышления, разработанная «Центром изучения Личности», которая дает возможность привести в нормальное состояние нервную систему человека и, в дальнейшем, укрепить свои позиции без стереотипного восприятия.
Алиса Анисимова
Психолог – персонолог, физиогномист